Не будет преувеличением сказать, что первой ассоциацией с русским искусством на мировых аукционах являются они — знаменитые яйца Фаберже, а точнее, императорские пасхальные яйца.
Первое яйцо появилось на свет в 1885 году. Всего по заказу российских императоров мастерской Карла Фаберже было изготовлено 54 яйца, из них до наших дней дошли лишь 48. Поэтому каждое появление лота из этой серии на аукционах вызывало ажиотаж. В апреле 2002 года на торги Christie``s было выставлено «Зимнее яйцо» и еще 68 предметов из собрания Малкольма Форбса, основателя журнала Forbes. Тогда это было сенсацией —«Зимнее яйцо» даже привозили в Россию «на смотрины». Итоговая цена составила 9,6 млн долларов.
Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, было страстью американского магната. Однако наследники не разделили его увлечения и после смерти Форбса стали понемногу пускать драгоценности с молотка.
Начали с уже упомянутого «Зимнего яйца» в 2002 году, а на апрель 2004 года были намечены сенсационные торги —девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов — брошей, табакерок и чернильных приборов. Самые знаменитые музеи России и мира мечтали о таком приобретении, однако, как говорил Остап Бендер, «стулья расползаются, как тараканы»: великая коллекция должна была пойти с молотка по одному лоту.
Но здесь сюжет принимает неожиданный оборот. С императорскими яйцами Фаберже, Форбсом и Россией связана, пожалуй, самая громкая в мире история о снятии с торгов сразу целой коллекции предметов искусства. Незадолго до широко разрекламированного пафосного аукциона Sotheby's выпускает пресс-релиз об отмене торгов, в связи с их продажей до аукциона одному покупателю — российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу.
Такой прецедент совершенно исключителен для аукционного мира. По заявлению представителей Sotheby's, основным аргументом в пользу такого решения для семьи Форбс и для аукционного дома стало твердое намерение покупателя вернуть коллекцию в Россию и сделать ее доступной для публики. Официально цена коллекции не озвучивалась, но, по информации из разных источников, за коллекцию заплатили от 100 до 150 млн долларов. После обнародования такой сенсационной новости забурлила пресса и весь художественный мир — куда же денет сокровища Вексельберг? Закроет в сейфе? Оставит экспонироваться за границей? Передаст в музей? Распродаст? О своем желании получить коллекцию в экспозицию открыто заявляли такие великие музеи как Эрмитаж и Московский Кремль.
Однако Виктор Вексельберг поступил весьма нетривиально и эффектно: на основе коллекции, приобретенной у Малкольма Форбса, было решено создать Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Для размещения экспозиции был выбран дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, в котором до этого находился Дом дружбы. В 2006 году стартовала реставрация дворца, продолжавшаяся 7 лет и стоившая около 1,2 млрд рублей. Свои двери для широкой публики великолепный дворец открыл в апреле 2014 года.
Можно суверенностью сказать, что Музей Фаберже на сегодняшний день является одним из лучших частных музеев мира.
Красивое завершение истории красивой коллекции.