- Направление продаж
- Продажа антиквариата и предметов искусства
- Вид процедуры
- Аукцион
- Регион
- Санкт-Петербург
- Адрес
- г. Санкт-Петербург
[Первая публикация пьес «Иван Васильевич» и «Полоумный Журден» в СССР] Булгаков М. А. Драмы и комедии. Вступ. ст. В. Каверина; примеч. В. Рудницкого; оформл. худож. Т. Толстой. – Москва: Искусство, 1965. – 596 с., 16 л. ил.: ил. 17,2 × 13,5 см. В издательском твёрдом переплёте и иллюстрированной суперобложке. В очень хорошей сохранности. Аккуратная подклейка суперобложки в нескольких местах.
В представленный сборник вошли несколько драматических
произведений Булгакова. Два из них – пьесы «Иван Васильевич» и «Полоумный
Журден» – были впервые опубликованы в СССР.
«Иван Васильевич» – пьеса, работа над которой велась в
1934–1936 годах. В основе сюжета – рокировка во времени, когда из-за сбоя в
работе машины, изобретённой инженером Тимофеевым, московский управдом Бунша
вместе с жуликом Жоржем Милославским перемещаются в XVI век, а царь Иван
Грозный попадает в XX столетие. Почти водевильная путаница приводит к созданию
многочисленных комических ситуаций, при которых герои, оказавшиеся в «чужих»
эпохах, живут по законам своего времени.
В 1935 году Театр сатиры приступил к работе над спектаклем
«Иван Васильевич», однако после генеральной репетиции, состоявшейся весной 1936
года в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта, а
пьеса – запрещена. При жизни автора произведение ни разу не было напечатано.
Впервые оно было опубликовано в 1964 году мюнхенским издательством
«Издательство Зарубежных писателей», а через год, в 1965 году, – в СССР в
издательстве «Искусство». Комедия послужила основой для известного фильма
Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», в котором действие было
перенесено в 1970-е годы.
Пьеса «Полоумный Журден» является адаптацией с изменениями
пьесы Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Была окончена в 1932 году.
Пьесу запросили многие другие театры (в том числе МХАТ и Вахтанговский театр),
однако позже все от неё отказались. Основные причины отказов театров от
постановки заключались, во-первых, в необходимости сложного технического
оснащения (в пьесе необходимо много раз мгновенно менять декорации, обеспечивать
различные трюки героев), во-вторых, в необычной форме пьесы. Многие пьесы
Булгакова не нашли своего зрителя при жизни автора по политическим причинам, в
то время как текст «Полоумного Журдена» был положен Булгаковым в шкаф с
запрещёнными сочинениями из-за невозможности найти площадку для его
постановки.