Штоф
Стекло, эмалевые краски.
Конец XIX
века.
Высота 23,5 см, длина 12 см, ширина 8,5 см.
Автор Елизавета Бем,
Дятьковский хрустальный завод.
Надписи на гранях штофа:
«Здорово, стаканчики, каково поживали, меня
поджидали? Пей, пей – увидишь чертей!»;
«Винушко! Ась, мое милушко? Лейся ко мне в горлышко!
Хорошо, мое солнышко!»;
Напились –
подрались! Выспались – опохмелились, и помирились!»;
Автор эскиза
и росписи штофа Елизавета Меркурьевна Бём (урожденная Эндаурова) (1843–1914) –
известная русская художница второй половины XIX – начала ХХ века.
Елизавета Бём окончила Академию художеств. У
художника был собственный стиль – акварели и силуэты. Любимыми натурщиками
Елизаветы Меркурьевны всегда были дети. За всю свою активную творческую
деятельность Елизавета Бём создала 14 силуэтных серий, более 300 сюжетов для
открыток, оформила множество книг и журналов. Ее творчество было признано и на
родине, и за рубежом. Работы Бём приобретали крупнейшие русские коллекционеры
П. М. Третьяков и И. Е. Цветков. Большими поклонниками её искусства были
императоры Александр III и Николай II.
С именем Елизаветы Бём связана одна из самых ярких
страниц в развитии русского национального стиля в стекле. Она делала формы для
посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши.
Создавала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала,
если росписи делал кто-то другой.
Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды с 1893
года. Случилось это после поездки в Орловскую губернию, где директором
Дятьковского хрустального завода был её брат Александр. В то время стекло в
художественных целях использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать
первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически
единственным профессиональным художником рубежа XIX–ХХ веков, работавшим в
технике росписи по стеклу.
Наиболее популярной авторской работой Е. Бём,
вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом
количестве, стал набор для вина, с элементами народного юмора. Художница
сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой
росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.
Фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или
изделия из стекла, были подписи. Автор использовала незатейливые коротенькие
стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке.
Работы Бём участвовали в
международных выставках – в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), в Чикаго (1893), в Берлине.