Бумага
с водяным знаком: MBM, акватинта. 21 х 27,5 см.
Подпись
карандашом «165\335».
Экземпляр
№165 из 335.
Париж.
1948 год.
Шагал Марк Захарович (фр. Marc Chagal) – художник, один из выдающихся представителей
художественного авангарда XX века.
В 1923 году к Шагалу обращается с необычным
предложением парижский меценат, арт-дилер и коллекционер Амбруаз Воллар,
который также занимался книгоиздательством. Ему казалась перспективной мысль
вместо профессиональных графиков задействовать для иллюстрирования книг великих
живописцев.
Сама затея Шагала увлекает, он чувствует в себе силы и желание заняться
великим произведением русской классической литературы. Таким образом свою жизнь
на французском языке обретает поэма в прозе под названием «Les Aventures de
Tchitchikov ou les ames mortes» («Приключения Чичикова, или Мёртвые души») Н.В.
Гоголя. Шагал создает 96 гравюр с изображением гоголевских персонажей в
смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты. Позднее в качестве заставок к
отдельным главам к ним будут добавлены ещё 11.
Художник работал над рисунками примерно в той же
последовательности, в какой развивается действие книги. Изображения гротескны,
автор не ставит на первое место задачу узнавания персонажей, даже лицо Чичикова
в разных сценах меняется. В центре внимания художника, скорее, сам губернский
город NN, в картинах жизни которого под его рукой можно узнать черты его
родного провинциального Витебска.
Литографии художник печатал в Париже, в знаменитой
мастерской Фернана Мурло (Fernand Mourlot) , при непосредственном участии
известного литографа Шарля Сорлье (Charles Sorlier).
Но книга в то время осталась неизданной, что Шагала
очень расстраивало. Он отправляет офорты в московскую Третьяковку, подписав:
«Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей
родине эту серию из 96 гравюр, сделанных мною в 1923–25 гг. к «Мертвым душам»
Гоголя для издателя Ambroise Vollard в Париже».
В июле 1939 года Амбруаз Воллар трагически погибает в
автокатастрофе, а вскоре начинается Вторая Мировая война. Только в 1948 году
благодаря другому знаменитому издателю, Эжену Терьяду, приобретшему иллюстрации
после смерти Воллара, двухтомник, наконец, выходит в свет. Тираж небольшой –
всего 368 экземпляров – и предназначен, в основном, для музеев, библиотек и
коллекционеров. Зато каждый напечатан на бумаге ручной выделки, собственноручно
подписан и пронумерован живописцем, защищён от подделки водяным знаком «Ames
Mortes». В том же году на Венецианском биеннале иллюстрации Шагала к «Мёртвым
душам» получают Гран-при.