- Направление продаж
- Госактивы
- Вид процедуры
- Аукцион на повышение
- Предварительная квалификация
- К процедуре
- Регион
- Санкт-Петербург
- Адрес
- Санкт-Петербург
Гравюра
на линолеуме. В паспарту. 37,5 х 51 см.
В
правом нижнем углу гравюры монограмма автора с датой: «ИП. 10.VI.<19>44».
Тираж 5 000 экземпляров.
Лист № 4 из юбилейного издания, выпущенного к
800-летию Москвы: Иван Павлов. Старая Москва: Гравюры / Текст А. Леонова. М.:
Искусство, 1947.
Иван Николаевич Павлов – русский и советский гравёр,
народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (1947).
Работал в технике тоновой гравюры.
В серии гравюр «Старая Москва», состоявшей из 12
видов, запечатлены образы дореволюционной Москвы, уничтоженные или стремительно
уходившие в небытие к середине ХХ века. Серия создавалась по старым рисункам,
фотографиям и по памяти художника в последние годы Великой отечественной войны,
в ходе которой изменилось отношение власти к русской истории, и многие темы
вышли из-под запрета.
Церковь Живоначальной Троицы в Полях находилась между
Никольской улицей и Китайгородской стеной. Она была возведена в 1639 году,
значительно перестроена в эпоху Николая I, и разрушена в 1934 году. Приход
церкви включал в себя территорию всей Никольской улицы от Красной площади до
Владимирских проломных ворот. Здесь находились дома С.Д. Шереметева, братьев С.М.
и П.М. Третьяковых, графа С.В. Орлова-Давыдова, здания Московской синодальной
типографии, Заиконоспасского, Богоявленского и Николаевского греческого
монастырей, Исторического музея.
Также на гравюре запечатлено знаковое место, для всех
московских библиофилов XIX века, так называемый «Пролом». Здесь на протяжении
второй половины века находились лавки книжников-антикваров. Центром композиции
работы является известная всей читающей Москве букинистическая лавка А.А. Астапова
(1840–1917).
Владелец лавки Афанасий
Афанасьевич Астапов, несмотря на свою малокультурность и ограниченный запас
книжных познаний, имел шумный успех и массу поклонников среди библиофилов
эпохи. Его любили за веселый нрав, за образную философию, отдававшую
мистицизмом; он без конца мог рассказывать о фатальном совпадении чисел,
имевших большое значение в разные периоды его жизни. Он был едва ли не
единственным букинистом своего времени, свободным от грубости и цинизма, черты
неизбывной для большинства тогдашних книготорговцев. Единственный из них, он
стремился оставить после себя след в виде мемуаров. Он не убоялся своей
малограмотности и предстал перед судом публики с немудрым изложением всего, что
сохранилось у него в памяти о той среде, в которой он вращался. С прекращением
деятельности Астапова, этого последнего из могикан старого книжного мира,
«пролом» как книжный центр совершенно замер. А.А. Астапов отошел от дел в 1908
году, он продал свою лавку со всем содержимым антиквару И.М. Фадееву, с
непременным условием сохранить за собой место в лавке и право пожизненного
пребывания у нового обладателя накопленных им сокровищ. С 1908 года в течение
десяти лет Астапов неизменно находился в магазине Фадеева, где для него было
даже приобретено особое историческое кресло, на котором он и восседал, не неся
никаких обязанностей по обслуживанию магазина, а только служа, так сказать,
почетной его живой реликвией.