Мужчина
и женщина: Их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной
культурной жизни. Коллективный труд, в котором приняли участие: проф. Т.
Ахелис, В. Бельше, И. Блох, Боринский, Лили Браун, Ю. Вейс, В. Габерляндт, Т.
Геллер, И. Коллер, Р. Косман и пр.
СПб.: Т-во Просвещение,
1911. 26 х 18 см.
Т. 1: XIV, [2],
740 с., ил., 22 л. ил.
Т. 2: XII, 668 с.,
ил., 13 л. ил.
Т. 3: XII, 492 с.,
ил., 11 л. ил.
С многочисленными
иллюстрациями в тексте и на отдельных листах, общим числом более 700.
«Мужчина
и женщина» – знаменитая немецкая энциклопедия, рассматривающая историю
взаимоотношений полов. Среди авторов книги были биологи, врачи, историки,
культурологи, философы. В издании освещены практически все аспекты истории,
социологии, психологии, биологии полов. Каждый том издания имел свою тематику.
Первый рассматривал мужчину и женщину «физиологически», о чем говорят названия
разделов: «Половая жизнь мужчины», «Мужчина в супружеской жизни», «Мужчина в
положении отца», «Мужчина в положении холостяка», «Мужчина в старости»,
«Половая жизнь женщины», «Женщина-мать», «Старая дева» и т. д. Во втором томе
исследовался институт брака и сопутствующие ему явления. Древнейший из союзов,
связующих мужчину и женщину, препарировался и изучался в самых разных ракурсах,
таких как «Культурная история брака», «Гигиена брака», «Дети и брак»,
«Внебрачные половые отношения», «Кокотки и куртизанки», «Проституция»,
«Зарабатывающая деятельность и брак». Третий том объединял «социальные» главы,
в которых описывались условия существования представителей обоих полов в различных
слоях общества (от аристократии и буржуазии до рабоче-крестьянской среды).
Здесь же трактовались «общественно значимые» темы: «Мужчина и женщина дома»,
«Мужчина и женщина в трудовой жизни», «Отношение полов среди различных наций».
Однако до «отношения полов» большинству читателей попросту не доходило,
обыкновенно останавливаясь на первом, самом скандальном из томов, получившим
такую репутацию благодаря помещенным в нем откровенным фотографиям «ню» с
обстоятельными подписями: «Немецкая девушка с красивой фигурой и серьезным
выражением лица», «Тип «Дьявольская красота»», «Прекрасно сложенная венка 21-го
года со следами рахита на нижних конечностях», «Молодая женщина с вяло
повисшими грудями, отвислым животом и явственными рубцами после первой
беременности» и т. п.
В полукожаных художественных
издательских переплетах, выполненных в стиле модерн. Потертости. Незначительные
загрязнения страниц. Утрата нескольких иллюстраций.