«Переделкинские
фото. 1958».
Изготовленный вручную
фотоальбом с 30 черно-белыми фотографиями, запечатлевшими дачные будни
обитателей поселка Переделкино и Дома творчества писателей в 1958 году.
На обложке надпись: «Переделкинские
фото. 1958. Корней Чуковский, Ксения Куприна, Леонид Гроссман, Т. Тэсс, Юрий
Олеша, Ст. Щипачев, Леонид Соболев, Ив. Рахилло, Ник. Охлопков, Ал. Штейн,
Агния Барто, Лев Кассиль». 20,5 х 29 см.
Переделкино
– знаменитый писательский поселок в Московской области.
В
числе прочих в альбоме представлена фотография одного из знаменитых «костров»,
устроенного Чуковским. Корней Иванович поселился в Переделкине
в 1938 году, а после войны жил здесь постоянно. Многие годы
Чуковский устраивал в поселке детские праздники у костра, которые
собирали не только детвору, но и взрослых.
Аркадий
Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью
переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам
(а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз),
то походил на лешего, осматривающего свои владения».
На
фотографии «На костре у Чуковского» фотографии имеются автографы Агнии Барто,
Льва Кассиля, Корнея Чуковского. Отпечаток этой фотографии имеется в музее Л. Кассиля
в городе Энгельс. Числится под названием «Барто А.Л., Кассиль Л.А., Чуковский
К.И. среди детей. На «костре» у Чуковского». Также в альбоме есть несколько
фотографий Корнея Чуковского вместе с Ксенией Куприной, человеком очень
интересной судьбы. Чуковские тесно общались с Куприным до революции. Дочь
великого русского писателя Александра Куприна и Елизаветы Гейнрих родилась в
1908 году в Гатчине. Летом 1919 года семья Куприных уехала в Финляндию, а затем
в Париж. Чтобы зарабатывать на жизнь она становится моделью у известного
кутюрье Поля Пуаре. В 1926 году она знакомится с кинорежиссёром Марселем
Л’Эрбье и получает свою первую роль в фильме «Дьявол в сердце». После этого она
активно снимается в кино (под именем Kissa Kouprine, вплоть до 1936 года, когда
вышел последний фильм с её участием. Среди её французских друзей были Жан Маре,
Антуан де Сент-Экзюпери, Эдит Пиаф, которая специально для неё напела
пластинку.
В
1958 году Ксения решает вернуться на Родину и приезжает в Москву. С собой
Ксения привезла чемодан с архивом отца, где были и неопубликованные
произведения. Представленные в альбоме фото сделаны сразу после ее приезда в
СССР.
Далее в альбоме следуют фотографии Чуковского
с журналом «Сигнал» и газетой «Одесские новости». Фотографии сопровождаются
подписью:
«Да,
неприятностей немало
Пришлось
хлебнуть из-за «Сигнала».
А
здесь, спустя полсотни лет
Узрел
в газете свой портрет.
Дела
давно минувших дней
Отлично
помнит наш Корней».
«Сигнал» – сатирический журнал Корнея
Чуковского, выходивший в Петербурге во время Революции 1905 года. Один из
наиболее популярных и интересных в литературном плане сатирических журналов,
появившихся в начале XX века в России. За этот журнал Чуковский несколько раз
оказывался под судом и под стражей за оскорбление императора и членов
императорской семьи и потрясение основ государства.
Кроме
того, в альбоме имеется фото молодого Чуковского, датированное 1914 годом, с
подписью: «Таким когда-то был Корней. С тех пор прошло немало дней», а также
фотографии писателя со своими маленькими читателями: «Чуковская библиотека в
Переделкине», «Корней Иванович с абонентами библиотеки», «Вечером в детской библиотеке
Корней Иванович рассказывает младшим ребятам сказки».
Далее
в альбоме представлено несколько фотографий писателя и литературоведа Леонида
Гроссмана с его собственноручной подписью: «С благодарностью за превосходный
снимок – живой и
веселый. Л. Гроссман». А также несколько фотографий Юрия Олеши за пишущей
машинкой.
Кроме того, в альбом вложено
2 большие фотографии Юрия Олеши и 1 фотография Валентина Катаева с внучкой. В
альбоме имеются автографы Агнии Барто, Льва Кассиля, Корнея Чуковского, Степана
Щипачева.