Париж: 1928. 162 с. 18,5
х 12 см.
Редкость.
Книга была издана тиражом 500 экземпляров, из которых первые 100 в продажу не
поступали. Экземпляр № 74 из части тиража, не поступавшей в продажу.
На обороте титульного
листа: «Сто нумерованных экземпляров этого издания отпечатаны на роскошной
бумаге и в продажу не поступили». Далее номер «74» от руки чернилами и подпись
«Марина Цветаева» теми же чернилами. Очевидно, экземпляр нумерован лично
поэтом. Экземпляр отпечатан на бумаге Vélin du Marais с водяными знаками.
Жизнь
Марины Цветаевой трагически оборвалась в 1941 году, но ее последняя
опубликованная книга вышла в свет еще в 1928-м. Последние годы в эмиграции (до
1939 года) Цветаева еще писала стихи, но издано ничего более не было. После
возвращения в СССР она уже практически ничего не писала, занималась переводами.
Идея сборника «После России» возникла задолго до его выхода. Еще
в апреле 1924 года Цветаева просила Р. Гуля переговорить с председателем
Госиздата о возможности издания в России этой книги. «Книга за два года
(1922–1924) – все, написанное за границей. Политического стихотворения ни
одного». Однако, судя по всему, одобрения эта идея не получила и книга вышла в
Париже спустя четыре года после замысла за счет средств, собранных по подписке.
В 1927 году Цветаева о том же писала Горькому: «Если бы Вы
каким-нибудь образом могли устроить ее доступ в Россию, было бы чудно (политики
в ней никакой) – вещь вернулась бы в свое лоно. Здесь она никому не нужна, а в
России меня еще помнят». Для поэта было очень важно, чтобы книга попала в
Россию, она даже согласилась печатать ее в новой орфографии. Но репринтное
издание «После России» вышло на Родине лишь спустя 62 года – в 1990 году.
Книга, в которой собраны 160 стихотворений, написанных в
первые годы эмиграции (1922–1925), стала одним из самых значительных этапов
творчества поэта.
Сборник получил восторженные отзывы коллег и критиков. Вот, как писал о
нем Георгий Адамович в эмигрантской газете «Последние новости»: «…стихи
Цветаевой эротичны в высшем смысле этого слова, они излучают любовь и любовью
пронизаны, они рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятия.
Это – их главная прелесть. Стихи эти написаны от душевной щедрости, от
сердечной расточительности, – не знаю, как сказать яснее. Можно действительно представить
себе, что от стихов Цветаевой человек станет лучше, добрее, самоотверженнее,
благороднее».
По предложению издателя И.Е Поволоцкого книга была издана в
двух вариантах – обычном и на «роскошной» бумаге – более плотной и светлой – бумаге
для нумерованных и подписанных автором экземпляров. Эта часть тиража (первые
100 из 500) предназначалась для подписчиков, заранее оплативших свой
нумерованный и подписанный автором сборник.
Сборник «После России» – последнее прижизненное издание
Марины Цветаевой – является библиографической редкостью и отсутствует во многих
крупных библиотеках.
Публичных продаж экземпляров сборника с автографом из
нумерованной части тиража на открытых торгах зарегистрировано не было. Экземпляр
представляет собой особую коллекционную и библиографическую ценность.
Издательская обложка утрачена. В остальном – в очень
хорошей сохранности.