Шагал,
Марк. «Чичиков спит в канцелярии».
Бумага с водяным знаком: MBM, акватинта. 21 × 27,5 см.
Подпись карандашом «165\335». Экземпляр № 165 из 335.
Париж. 1948 год.
Марк
Захарович Шагал (1887–1985) – российский, белорусский и французский художник.
Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише.
Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
В
1923 году к Шагалу обращается с необычным предложением парижский меценат,
арт-дилер и коллекционер Амбруаз Воллар, который также занимался
книгоиздательством. Ему казалась перспективной мысль вместо профессиональных
графиков задействовать для иллюстрирования книг великих живописцев.
Сама
затея Шагала увлекает, он чувствует в себе силы и желание заняться великим
произведением русской классической литературы. Таким образом, свою жизнь на
французском языке обретает поэма в прозе под названием «Les Aventures de
Tchitchikov ou les ames mortes» («Приключения Чичикова, или Мёртвые души») Н.В.
Гоголя. Шагал создает 96 гравюр с изображением гоголевских персонажей в
смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты. Позднее в качестве заставок к
отдельным главам к ним будут добавлены ещё 11.
Художник
работал над рисунками примерно в той же последовательности, в какой развивается
действие книги. Изображения гротескны, автор не ставит на первое место задачу
узнавания персонажей, даже лицо Чичикова в разных сценах меняется. В центре
внимания художника, скорее, сам губернский город N, в картинах жизни которого
под его рукой можно узнать черты его родного провинциального Витебска.
Литографии
художник печатал в Париже, в знаменитой мастерской Фернана Мурло (Fernand
Mourlot), при непосредственном участии известного литографа Шарля Сорлье
(Charles Sorlier).
Но
книга в то время осталась неизданной, что Шагала очень расстраивало. Он
отправляет офорты в московскую Третьяковку, подписав: «Дарю Третьяковской
галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине эту серию из 96
гравюр, сделанных мною в 1923–1925 гг. к «Мертвым душам» Гоголя для издателя
Ambroise Vollard в Париже».
В
июле 1939 года Амбруаз Воллар трагически погибает в автокатастрофе, а вскоре
начинается Вторая мировая война. Только в 1948 году благодаря другому знаменитому
издателю, Эжену Терьяду, приобретшему иллюстрации после смерти Воллара,
двухтомник, наконец, выходит в свет. Тираж небольшой и предназначен, в
основном, для музеев, библиотек и коллекционеров. Зато каждый напечатан на
бумаге ручной выделки, собственноручно подписан и пронумерован живописцем,
защищён от подделки водяным знаком «Ames Mortes». В том же году на Венецианском
биеннале иллюстрации Шагала к «Мёртвым душам» получают Гран-при.