На обложке надпись:
«Переделкинские фото. 1958. Корней Чуковский, Ксения Куприна, Леонид Гроссман,
Т. Тэсс, Юрий Олеша, Ст. Щипачев, Леонид Соболев, Ив. Рахилло, Ник. Охлопков,
Ал. Штейн, Агния Барто, Лев Кассиль».
20,5 х 29 см.
Переделкино
– знаменитый писательский поселок в Московской области.
В
числе прочих в альбоме представлена фотография одного из знаменитых «костров»,
устроенного Чуковским. Корней Иванович поселился в Переделкино в 1938 году, а
после войны жил здесь постоянно. Многие годы Чуковский устраивал в поселке
детские праздники у костра, которые собирали не только детвору, но и взрослых.
Аркадий
Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью
переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в
любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего
свои владения».
На
фотографии «На «костре» у Чуковского» имеются автографы Агнии Барто, Льва
Кассиля, Корнея Чуковского. Отпечаток этой фотографии имеется в музее Л.
Кассиля в городе Энгельс. Числится под названием «Барто А.Л., Кассиль Л.А.,
Чуковский К.И. среди детей. На «костре» у Чуковского». Также в альбоме есть
несколько фотографий Корнея Чуковского вместе с Ксенией Куприной, человеком
очень интересной судьбы. Чуковские тесно общались с Куприным до революции. Дочь
великого русского писателя Александра Куприна и Елизаветы Гейнрих родилась в
1908 году в Гатчине. Летом 1919 года семья Куприных уехала в Финляндию, а затем
в Париж. Чтобы зарабатывать на жизнь она становится моделью у известного
кутюрье Поля Пуаре. В 1926 году она знакомится с кинорежиссером Марселем
Л’Эрбье и получает свою первую роль в фильме «Дьявол в сердце». После этого она
активно снимается в кино (под именем Kissa Kouprine, вплоть до 1936 года, когда
вышел последний фильм с её участием. Среди её французских друзей были Жан Маре,
Антуан де Сент-Экзюпери, Эдит Пиаф, которая специально для неё напела
пластинку.
В
1958 году Ксения решает вернуться на Родину и приезжает в Москву. С собой
Ксения привезла чемодан с архивом отца, где были и неопубликованные
произведения. Представленные в альбоме фото сделаны сразу после ее приезда в
СССР.
Далее
в альбоме следуют фотографии Чуковского с журналом «Сигнал» и газетой «Одесские
новости». Фотографии сопровождаются подписью:
«Да, неприятностей немало
Пришлось хлебнуть из-за
«Сигнала».
А здесь, спустя полсотни
лет
Узрел в газете свой
портрет.
Дела давно минувших дней
Отлично помнит наш
Корней».
«Сигнал»
– сатирический журнал Корнея Чуковского, выходивший в Петербурге во время революции
1905 года. Один из наиболее популярных и интересных в литературном плане
сатирических журналов, появившихся в начале XX века в России. За этот журнал
Чуковский несколько раз оказывался под судом и под стражей за оскорбление
императора и членов императорской семьи и потрясение основ государства. Кроме
того, в альбоме имеется фото молодого Чуковского, датированное 1914 годом, с
подписью: «Таким когда-то был Корней. С тех пор прошло немало дней», а также
фотографии писателя со своими маленькими читателями: «Чуковская библиотека в
Переделкине», «Корней Иванович с абонентами библиотеки», «Вечером в детской
библиотеке Корней Иванович рассказывает младшим ребятам сказки».
Далее
в альбоме представлено несколько фотографий писателя и литературоведа Леонида
Гроссмана с его собственноручной подписью: «С благодарностью за превосходный
снимок – живой и веселый. Л. Гроссман». А также несколько фотографий Юрия Олеши
за пишущей машинкой.
Кроме
того, в альбом вложено 2 большие фотографии Юрия Олеши и 1 фотография Валентина
Катаева с внучкой. В альбоме имеются автографы Агнии Барто, Льва Кассиля, Корнея
Чуковского, Степана Щипачева.