К.Р.
(Великий князь Романов Константин Константинович). Царь Иудейский. Драма в
четырех действиях и пяти картинах.
СПб.: Типография
Министерства внутренних дел, 1914. 33,5 х 25,5 см.
Сорок
шесть листов портретов и картин на отдельных вклейках. Все текстовые страницы
оформлены «растительными» рамками. Снимки с постановки драмы и портретов
действующих лиц с фотографий К.А. Фишера; клише и печать цветных автотипий и
гелиогравюр Т-ва Р. Голике и А. Вильборг; эскизы костюмов исполнены под
наблюдением П.К. Степанова; эскизы декораций раб. Н.Н. Болдырева; эскизы
занавеса – И.Г. Окорокова; цветные рисунки сцен по фотографиям К.А. Фишера
исполнены М.И. Хвостенко; обложка, заставки и цветные портреты раб. П.П.
Либена.
«Мне
пламенно хотелось бы дать посетителям театра… здоровую пищу, удовлетворить их
потребность в зрелищах, душу возвышающих… Хочется верить, что проповедь добра,
правды и красоты восторжествует…», – так высказывался о замысле своего
последнего драматического произведения «Царь Иудейский» Великий князь
Константин Константинович Романов.
Идея
поэтического воплощения евангельских сюжетов, описывающих события Страстной недели,
вынашивалась автором почти четверть века. Работа над произведением завершилась
6 апреля 1912 года, на Светлой седмице. На страницах пьесы разворачиваются
события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в
Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд
Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и
чудо Светлого Воскресения. Одного из учеников – Иосифа Аримафейского – сыграл
сам автор пьесы. В постановке нет действующего лица, изображающего Иисуса
Христа; эта роль, по замыслу автора, была отведена музыке, которая впервые в
истории светской русской музыкальной культуры запечатлела образ Сына Божиего.
Одиннадцать музыкальных иллюстраций, призванных сопровождать сценическое
воплощение драмы-мистерии, принадлежат Александру Глазунову, директору
Петербургской консерватории и автору Коронационной кантаты к восшествию на
престол императора Николая Второго. Святейший Синод запретил постановку,
однако, с разрешения царя, было разрешено все-таки поставить пьесу «Измайловским
досугам», поскольку это был любительский театр. Премьера «Царя Иудейского»
состоялась 11 января 1914 года. Состоялось только несколько показов спектакля,
преимущественно для высокопоставленной публики.
Книга иллюстрирована
эскизами костюмов и декораций постановки, а также фотографиями участников
спектакля.
В издательском
полукожаном переплете с тиснением, форзацы муаровой бумаги, золотая головка,
торшонированный обрез. Незначительные потертости и загрязнения переплета. Блок
в отличном состоянии. На форзаце экслибрис «Из собрания Я.С. Сидорина».
Яков
Сергеевич Сидорин (1923–1994) – видный петербургский библиофил, председатель
Клуба библиофилов на Мойке, 12.