[Библиографическая
редкость. «Крашеный» экземпляр] Крылов И.А. Басни Ивана Крылова/[С илл. А.П.
Сапожникова].
Ч. 1–2. Санкт-Петербург: А. Смирдин, 1834. Ч. I. –
[6], 187 c., 48 л. илл. Ч. II. – [4], 167, [1], V–XX c., 45 л. илл. 25 × 18,5
см.
Полный комплект иллюстраций.
Все гравюры раскрашены от руки акварелью и гуашью в
середине 19 века.
Две части под одним переплетом. Роскошный владельческий
кожаный переплет эпохи с золотым тиснением и трехсторонним золотым обрезом.
Мастер Карцов, ориентировочно конец XIX века. Загрязнения от перелистывания, «лисьи» пятна.
Экземпляр полностью комплектный, в очень хорошем
состоянии.
Издание необычайно редкое (общий тираж составил 200
экз.), особенно со всеми раскрашенными гравюрами. Качественная раскраска
времени издания книги. Возможно, гравюры раскрашены самим художником.
Сапожников
Андрей Петрович (1795–1855) – живописец, рисовальщик, гравер. Портретист, автор
исторических и аллегорических композиций. Иллюстратор. Для смирдинского издания
создал девяносто три гравюры вне текста, резаных теневым контуром.
Как
отмечал Смирнов-Сокольский: «„Басни“, изданные Смирдиным в 1834 году, – одно из
превосходных русских иллюстрированных изданий вообще и самое замечательное из
всех изданных Смирдиным. Гравюры Сапожникова – едва ли не лучшие русские
иллюстрации к басням Крылова».
В
1834 году Смирдин выпускает новое роскошное иллюстрированное издание басен.
Содержание книги остается прежним, но Крылов тщательно редактирует издание и
располагает басни в ином порядке. Одно из лучших смирдинских изданий. Для
иллюстрирования басен Смирдин пригласил художника-гравера, члена Общества
поощрения художников Андрея Петровича Сапожникова (1795–1855), который
изготовил небывалое количество иллюстраций – девяносто три, резаных теневым
контуром. Цензурное разрешение на книгу было получено 17-го марта 1833 года.
Тираж этого издания, отпечатанного на прекрасной бумаге и действительно
замечательно иллюстрированного, был всего 2000 экземпляров. Часть их поступила
в продажу с раскрашенными от руки гравюрами. Ценились они чрезвычайно высоко –
175 рублей. Экземпляры черные, нераскрашенные, продавались по 25 рублей.
Экземпляр представляет высокую историко-культурную
ценность.